Российские металлурги в январе переподписывали контракты на поставки коксующегося угля как на I квартал, так и на январь. В ходе заключения новых сделок потребителям удалось получить дисконты, чему способствовала слабая конъюнктура мирового рынка в IV квартале. В частности одна из компаний, которая реализует сырье по ежемесячным соглашениям, снизила цены на марки К и ОС в среднем на 3-4%. По прогнозам Металл Эксперт, в феврале котировки вырастут на 7%, что обусловлено положительной динамикой цен в АТР. В квартальных соглашениях потребители также получили дисконты. «Распадская угольная компания» (РУК) снизила цены предложения в среднем на 10% относительно уровня октября-декабря. Компания во многих контрактах использует формульное ценообразование и учитывает множество индексов, включая цены на сырье для коксования как в Австралии, так и в Китае. Наиболее заметное снижение произошло по маркам К и ОС – в среднем на 18%, до 7250 руб./т FCA (здесь и далее без учета НДС). Продукция марки Ж с шахты «Ерунаковская VIII» доступна по 6500 руб./т FCA (-13%), марки ГЖ с шахты и разреза «Распадский» – по 5150 руб./т FCA (-13%). Как стало известно Металл Эксперт, несмотря на заключение сделок с отдельными потребителями на февраль, пересмотр цен маловероятен. Компания ожидает стабилизации котировок уже во II квартале.
В феврале на российском рынке ожидается второй этап переподписания квартальных контрактов, так как еще в октябре многие потребители заключили сделки на 4 месяца. По словам игроков, металлурги активно настаивают на дисконтах, и большинству компаний придется пойти на уступки. По нашим прогнозам, откат котировок не превысит 5%.
Высокий спрос на коксующийся уголь в Азии дал возможность австралийским экспортерам укрепить свои позиции. В конце января премиум-бренды были доступны по 150-153 $/т FOB Квинсленд (131-138 $/т FOB в конце декабря). Некоторые трейдеры настроены весьма оптимистично и ожидают, что до марта котировки укрепятся еще на 10 $/т. В настоящее время китайские металлурги покинули рынок из-за традиционных праздников, но поставщики удерживают высокие цены.
В конце января в АТР росли волнения по поводу эпидемиологической ситуации в Китае. В настоящее время большинство морских портов в Австралии принимают дополнительные меры предосторожности при заходе судов. В частности все иностранные балкеры, которые планируют пришвартоваться на терминалах в штате Квинсленд, обязаны предоставить информацию по поводу членов экипажа. Если кто-то из находящихся на борту посещал провинцию Хубэй за последние 14 суток либо имеет какие-либо симптомы вируса, то судно направляют обратно в море либо ставят на якорь до проведения проверки спецперсоналом. По словам игроков, новые ограничения в торговых портах могут создать очередь из судов.
Помимо этого, на текущей неделе в результате аварии была приостановлена добыча на шахте Moranbah North (входит в структуру Anglo American), где выпускается премиальная продукция. Участники рынка опасаются, что нехватка этого бренда создаст ажиотаж среди меткомбинатов, которые будут вынуждены искать альтернативы, чтобы покрыть недостающие объемы. Это окажет поддержку австралийским экспортерам премиум-брендов и позволит сыграть на повышение.