Несмотря на завершение новогодних праздников в Китае, ожидаемого восстановления торговли на рынке угля не произошло. В связи с распространением коронавируса эпидемиологическая ситуация в стране ухудшилась. Это привело к сокращению рабочих часов и задействованного персонала в угольной отрасли и негативно сказалось на объемах добычи и поставок. Несмотря на то, что власти КНР предприняли срочные меры для возобновления отгрузок, во второй половине февраля производство было восстановлено только до 64%. Работу продолжили преимущественно государственные шахты, тогда как большинство частных предприятий временно остановило добычу.
Энергогенерирующие компании Китая из-за дефицита топлива на внутреннем рынке заместили часть необходимых объемов импортным углем. По данным Металл Эксперт, потребители активно выставляли запросы на продукцию из Индонезии, Австралии и России. Большинство экспортеров с конца января укрепили свои позиции и подняли котировки в среднем на 4 $/т. Поставщики из России удерживали цены предложения, поскольку, кроме Китая, другие импортеры в регионе не проявляли особого интереса к новым сделкам. К концу февраля китайские покупатели также стали более сдержанными во внешних закупках, так как поставки с внутреннего рынка возобновлялись достаточно быстрыми темпами.
На сегодняшний день торговля коксующимся углем в Китае сведена к минимуму. Многие меткомбинаты пока не восстановили загрузку производственных мощностей, с которой они работали до праздников. Из-за трудностей с транспортировкой сырья внутри страны отдельные заводы испытывают нехватку кокса и переводят часть доменных печей в режим простоя. Непосредственно на КХЗ растут складские запасы кокса, что также определяет низкую нагрузку на производственные линии. В сложившейся ситуации интерес к приобретению новых партий коксующегося угля снижен; в последние недели потребительские запросы носят точечный характер. Мы полагаем, что в случае необходимости китайские металлурги будут покупать уголь в Австралии.
Поставки угля морским путем в КНР ограничены, в первую очередь из-за введенных в странах-экспортерах предупредительных мер к заходящим в их порты судам. Отдельные государства ввели обязательный карантин сроком в 14 суток для балкеров, следующих из Китая. По словам участников рынка, Россия также рассматривает возможность применения подобного режима. На некоторых направлениях принимаются более слабые меры по контролю за распространением коронавируса. В частности в Индонезии достаточно однодневной медицинской проверки, несмотря на то, что угольные отгрузки одни из наиболее оживленных в АТР.
Поставки угля через сухопутные погранпереходы в феврале также были затруднены. Монголия полностью закрыла автомобильное сообщение с КНР, а железнодорожные перевозки из России были ограничены частично. В начале февраля РЖД отклоняли запросы поставщиков на отгрузки, однако, по словам трейдеров, основной причиной было скопление груженых и порожних составов вблизи погранстанций. Во второй половине месяца поставки российского угля в Китай через железнодорожные погранпереходы возобновились, однако в меньших объемах.
По предварительным прогнозам, ситуация на внутреннем рынке Китая восстановится не ранее апреля. До этого времени покупатели энергетического угля будут вынуждены увеличивать импорт, а спрос на сырье для коксования как на внутреннем, так и на внешнем рынке останется минимальным.