21 апреля 2020 , www.metalexpert.com

Добыча и продажи энергетического угля в России ведутся в штатном режиме. Основным ориентиром для экспорта остается рынок Азии

Несмотря на тревожные сигналы для экономики и ряда ключевых отраслей, которые возникают на фоне распространения вируса COVID-19, российский рынок энергетического угля пока не ощутил заметных последствий внутренних и внешних ограничений. Непосредственно в стране карантин был введен на период 30 марта – 30 апреля. Как стало известно Металл Эксперт, крупные производители – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «Русский уголь», «Востсибуголь», «Восточная горнорудная компания» – выполняют горные и вскрышные работы в штатном режиме. Отгрузки продукции также ведутся согласно утвержденным планам.

В целом добыча энергетического угля в России в последние месяцы снижалась, основной причиной чего стало падение спроса со стороны генерирующих компаний Европы. Многие страны присоединились к программе по декарбонизации ТЭК – по данным Металл Эксперт, к июню в ЕС будет выведено из эксплуатации около 10 ГВт мощностей угольных электростанций. Несмотря на стабильный спрос внутри РФ и переориентацию части экспортного грузопотока в Азию, производственная нагрузка на российские шахты и разрезы снилась.

В январе-феврале добыча энергетических брендов в России опустилась на 9%, до 49 млн. тонн. Отгрузки на внутренний рынок составили 26,4 млн. тонн (-4%), тогда как экспорт достиг 21,6 млн. тонн (+2%). При этом поставки в Европу сократились на 13%, до 8 млн. тонн, в Азию – напротив, выросли на 12%, до 9,6 млн. тонн.

Введение карантина во многих европейских странах не оказало непосредственного влияния на динамику торговли. Сниженные темпы закупок определяются в первую очередь сезонным уменьшением нагрузки на тепловую генерацию и достаточными запасами топлива у потребителей. Среднесуточная выработка электроэнергии на угольных ТЭС Германии к середине апреля сократилась до 1,38 млрд. кВт*ч (-18% от уровня начала месяца), в Великобритании – до 28,5 млн. квт*ч (снижение в 3,3 раза). Многие потребители вывозят ранее забронированные объемы из портов АРА в плановом режиме. В середине апреля запасы угля на основных терминалах снизились до 6 млн. тонн (6,3 млн. тонн в начале месяца).

Существенное влияние на позиции экспортеров в настоящее время оказывает Китай, который стремится устранить профицит угля на внутреннем рынке. На период карантина многие предприятия в стране, в том числе и угледобывающие, приостановили работу. Из-за неопределенной ситуации на рынке потребители в КНР активно бронировали импортные объемы про запас. В конце февраля, после снятия ряда ограничений, добыча угля в Китае восстановилась до прежнего уровня. Одновременно потребление оставалось сниженным, что привело к увеличению складских запасов у поставщиков, покупателей и в портах. На внутреннем рынке сформировался профицит топлива, а покупатели в энергосекторе переориентировались на местный уголь. Некоторые компании уже пересмотрели планы закупок на II квартал и отменили доставку партий, ранее забронированных у экспортеров.

В январе-феврале внешние закупки энергетического угля в Китае выросли на 59%, до 28,5 млн. тонн. Основной прирост произошел за счет поставок из Индонезии и Австралии. Закупки в России также заметно увеличились – на 53%, почти до 3 млн. тонн.

Закупки угля со стороны Индии также заметно снижены – из-за карантина многие компании испытывают трудности при осуществлении валютных операций. Потребители получают в основном ранее оплаченные партии, а также бронируют объемы с портовых складов. Другие азиатские страны-импортеры, в том числе Южная Корея, Вьетнам, Пакистан, Тайвань, удерживают уровень внешних закупок. Южная Корея в марте импортировала из России почти 1 млн. тонн энергетического угля (+13% к февральским итогам), Тайвань – 0,7 млн. тонн (+3%). По данным Металл Эксперт, за первую половину апреля из дальневосточных портов в страны Азии было отправлено 4,1 млн. тонн угля (8 млн. тонн за весь март), из которых на долю энергетических брендов пришлось около 75%.

На Ближнем Востоке потребители энергетического угля в марте-апреле оставались преимущественно пассивными. Цементные заводы в Турции пока не заинтересованы в новых закупках – по словам игроков, потребители располагают достаточными запасами топлива. В случае необходимости покупатели предпочитают бронировать партии со складов местных трейдеров. Нагрузка на угольные электростанции в Турции сокращается, прежде всего из-за общего снижения спроса на электроэнергию в промышленном секторе – многие предприятия были закрыты или переведены на минимальную нагрузку в связи с пандемией. По данным Металл Эксперт, в марте среднесуточная выработка на угольных ТЭС снизилась до 265 млн. кВт*ч (-13% в месячном сравнении), в том числе на импортном топливе – до 156 млн. кВт*ч (-17%).

Украина остается одним из основных направлений сбыта российского энергетического угля, который используют как металлурги (марка СС), так и энергетики (марки Д, Г, Т). Несмотря на завершение отопительного сезона и сокращение нагрузки на тепловую генерацию, некоторые решения со стороны рыночных игроков и властей могут привести к изменению внутренних и внешних грузопотоков в стране. По словам участников рынка, с 1 мая будет ограничен ввоз российского энергетического угля, кроме марки СС для металлургов и марки Т для генерирующих компаний. Крупнейший производитель в стране – ДТЭК – остановил добычу и переработку угля на всех своих предприятиях. Причиной такого решения стал низкий спрос среди тепловых электростанций и рост импорта электроэнергии в Украину. За I квартал использование угля на ТЭС сократилось на 27%, до 4 млн. тонн. Складские запасы к середине апреля достигли 2,9 млн. тонн, что на 20% больше, чем в начале месяца, и в 2,5 раза больше по сравнению с апрелем 2019 года. По оценкам Металл Эксперт, эти показатели являются рекордными за последние 4 года. Мы полагаем, что интерес украинских потребителей к закупкам энергетического угля в России в ближайшие 2-3 месяца будет сведен к минимуму.

Мы полагаем, что в апреле-мае основной экспортный грузопоток энергетического угля из России будет ориентирован на азиатский рынок как наиболее устойчивый и активный. На других направлениях сбыта будет отмечаться отрицательная динамика отгрузок, что обусловлено завершением отопительного сезона, уменьшением нагрузки на тепловую генерацию и достаточными запасами у потребителей. Аналогичные причины определят и темпы отгрузок на внутренний рынок РФ. Уровень добычи энергетического угля будет планомерно снижаться под влиянием типично сезонных факторов. Нагрузка на добывающие предприятия в III и IV кварталах будет формироваться в первую очередь в зависимости от ситуации на внешних рынках сбыта и нагрузки на энергетический и промышленный секторы в странах-импортерах.