Низкий спрос на уголь на европейском рынке продолжает определять спад перевалки российского угля в портах Балтии. Помимо реализации проектов в рамках программы декарбонизации ТЭК во многих странах ЕС, ситуация усугубилась введением карантинных ограничений из-за пандемии COVID-19. По данным Металл Эксперт, многие морские терминалы работают в штатном режиме, однако грузопоток снижается – экспортеры указывают на крайне низкую торговую активность потребителей. Отдельные крупные поставщики были вынуждены перенаправлять судовые партии из портов Балтии в страны Азии.
С начала года положительную динамику среди балтийских терминалов продемонстрировал только порт Усть-Луга. Многие российские поставщики сместили на него часть грузопотока с терминалов Латвии. По данным Металл Эксперт, за 4 месяца совокупная перевалка угля в портах Рига, Вентспилс и Лиепая упала в 4,2 раза, до 1,6 млн. тонн. Российским комплексам удалось избежать такого падения в сложившихся кризисных условиях – снижение составило около 2%, до 12,5 млн. тонн.
Порты Балтии. Перевалка российского угля, млн. тонн
Порт | 4 мес. 20 | 4 мес. 19 | % изм. 20/19 |
Россия | 12,5 | 12,8 | -2% |
Усть-Луга | 10,8 | 9,9 | 9% |
Высоцк | 1,6 | 2,6 | -37% |
Калининград | 0,1 | 0,2 | снижение в 3,2 раза |
Выборг | 0,0 | 0,1 | снижение в 3,9 раза |
Латвия | 1,6 | 6,9 | снижение в 4,2 раза |
Рига | 1,3 | 3,6 | -65% |
Вентспилс | 0,2 | 2,7 | снижение в 11,2 раза |
Лиепая | 0,1 | 0,5 | снижение в 5 раз |
Финляндия* | 0,2 | 0,4 | снижение в 2,5 раза |
Всего | 14,3 | 20,1 | -29% |
* – оценка
Источник: Металл Эксперт
Одним из сценариев для нормализации ситуации может стать отправка угольных балкеров из портов Балтии по нетрадиционному маршруту – в страны Азии. На сегодняшний день некоторые экспортеры уже отрабатывают эти логистические схемы. Существенными минусами такого маршрута являются сроки и стоимость транспортировки. По нашим данным, ставки фрахта для партии Panamax из порта Усть-Луги в страны восточной Азии составляют 23-24 $/т (срок доставки – 37-40 суток), тогда как из порта Восточный (Приморский край) – около 4 $/т (3-7 суток). Некоторые игроки допускают, что отгрузки из балтийских портов в Азию могут быть рентабельными при условии заключения долгосрочных контрактов с потребителями. Отметим, что одним из основных преимуществ этого транспортного плеча является относительно низкая загрузка железной дороги, в отличие от восточного полигона.
По данным Металл Эксперт, себестоимость добычи энергетического угля в Кузбассе в настоящее время находится в диапазоне 15-20 $/т при открытых горных работах и 30-40 $/т при подземных. Стоимость ж/д перевозки продукции до Усть-Луги оценивается в 25-30 $/т, до латвийских портов – в 35-40 $/т. В этих условиях и с учетом отката рыночных котировок российские экспортеры работают на пределе рентабельности – в конце мая средние цены на высококалорийный уголь составляли 40-43 $/т FOB Балтия (44-49 $/т FOB в апреле). В то же время на условиях FOB Восточный российская продукция торгуется по 52-56 $/т (65-67 $/т).
Мы полагаем, что использование логистической схемы «порты Балтии – порты Азии» при продажах российского угля в текущих рыночных условиях экономически невыгодно. Такой вариант возможен только при условии восстановления рыночных котировок. Однако мы допускаем, что отдельные продавцы коксующегося угля, PCI и антрацита могут работать на таком маршруте – котировки в этих товарных сегментах находятся на порядок выше энергетических брендов.
По словам латвийских стивидоров, одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации для них станет постепенная смена обрабатываемых грузов. Специализированное оборудование крупных терминалов в Риге или Вентспилсе сможет работать с другими навалочными грузами. В свою очередь порт Лиепая намерен сделать акцент на перевалке зерновых и генеральных грузов, а также металлов.