По данным Металл Эксперт, в I полугодии в России по железной дороге перевезено 183,3 млн. тонн угля, что на 9% меньше, чем годом ранее. Снижение показателей произошло практически по всем сегментам поставок, кроме импортных. На внешнем рынке основные объемы приобретаются в Казахстане, прежде всего для уральских и сибирских ТЭС. Внутри страны основное изменение определили тепловые электростанции, нагрузка на которые была уменьшена из-за теплой погоды и роста выработки на ГЭС.
Ключевой причиной снижения экспорта стала низкая торговая активность, прежде всего на европейском направлении. Кроме того, в июне резко упали отправки в адрес Мурманского порта – до 0,2 млн. тонн, тогда как ранее ежемесячные объемы составляли 1,2-1,4 млн. тонн. Это произошло из-за обрушения железнодорожного моста, по которому осуществлялась доставка грузов на терминал. Общие перевозки угля в направлении морских портов РФ составили 79 млн. тонн (+1%), в том числе на Дальнем Востоке – 45,4 млн. тонн (+4%), на Северо-Западе – 25,5 млн. тонн (-7%), в Азово-Черноморском бассейне – 8 млн. тонн (+18%). Новые терминалы – Таманский ТНГ (Краснодарский край) и порт «Вера» (Приморский край) – интенсивно увеличивают перевалку угля. В адрес ТТНГ в январе-июне отправлено 3,8 млн. тонн (рост в 3,7 раза), порта «Вера» – 1,2 млн. тонн (рост в 1,6 раза). Отгрузки российского угля в направлении зарубежных портов (в том числе Латвии, Финляндии) сократились в 4,5 раза, до 2 млн. тонн.
Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн
Вид поставки | I пол. 20 | I пол. 19 | % изм. 20/19 |
экспорт | 94,7 | 105,8 | -11% |
внутренний рынок | 73,8 | 81,4 | -9% |
в т. ч. ТЭС | 31,7 | 37,5 | -15% |
в т. ч. меткомбинаты | 18,8 | 19,0 | -1% |
в т. ч. цементные заводы | 0,4 | 0,5 | -10% |
в т. ч. прочие | 22,9 | 24,4 | -6% |
импорт | 12,1 | 12,0 | 1% |
транзит | 2,6 | 3,2 | -18% |
всего | 183,3 | 202,4 | -9% |