Среднемесячные перевозки угля в России по железной дороге продолжают расти, поддерживаемые активизацией спроса на внешних направлениях и сезонным увеличением внутренних отгрузок. По данным Металл Эксперт, в октябре общие объемы транспортировки достигли 35,6 млн. тонн (+8% в месячном сравнении), в том числе на экспорт – 18 млн. тонн (+6%), на внутренний рынок – 15 млн. тонн (+11%).
По итогам 10 месяцев железнодорожные перевозки угля в России упали на 6% в годовом сравнении, до 314,2 млн. тонн. Снижение показателей наблюдалось по всем сегментам – внешнеторговым и внутренним.
Экспортные отгрузки в текущем году сократилась на фоне слабого спроса в период строгого карантина, а также из-за теплой погоды в предыдущем ОЗП. Перевозки в направлении морских портов РФ составили 137,2 млн. тонн (+6%), в том числе дальневосточного региона – 77,6 млн. тонн (+8%). В адрес северо-западных терминалов было отправлено 45,3 млн. тонн (-1%). Доставка угля в порты Азово-Черноморского бассейна заметно выросла – до 14,3 млн. тонн (+20%) – за счет расширения перевалки на новом балкерном терминале в Тамани. По данным Металл Эксперт, в направлении Таманского ТНГ было отгружено 6,3 млн. тонн (рост в 4,4 раза). Перевозки российского угля в адрес зарубежных портов, в первую очередь Латвии и Финляндии, существенно сократились – в 4,9 раза, до 2,8 млн. тонн.
Внутри страны спад показателей определили тепловые электростанции, нагрузка на которые была уменьшена из-за теплой зимы и большей нагрузки на гидрогенерацию. Практически весь импортный грузопоток следует из Казахстана; крупнейшими покупателями являются уральские и сибирские ТЭС.
Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн
Вид поставки | 10 мес. 20 | 10 мес. 19 | изм. 20/19 |
экспорт | 164,4 | 176,1 | -7% |
внутренний рынок | 125,6 | 133,8 | -6% |
в т. ч. ТЭС | 53,0 | 59,0 | -10% |
в т. ч. меткомбинаты | 31,6 | 31,4 | 1% |
в т. ч. цементные заводы | 0,7 | 0,9 | -18% |
в т. ч. прочие | 40,3 | 42,5 | -5% |
импорт | 19,4 | 20,3 | -4% |
транзит | 4,8 | 5,4 | -12% |
всего | 314,2 | 335,6 | -6% |