По данным Металл Эксперт, перевозки угля в России по железной дороге в ноябре составили 34,8 млн. тонн против 35,7 млн. тонн месяцем ранее. В том числе на экспорт было отправлено 17,5 млн. тонн (-3%), на внутренний рынок – 14,7 млн. тонн (-2%). В целом объемы транспортировки продолжают восстанавливаться после снижения в первом полугодии и уже достигли уровня IV квартала прошлого года.
По итогам 11 месяцев железнодорожные перевозки угля в стране упали на 6% в годовом сравнении, до 349,3 млн. тонн. Снижение показателей наблюдалось по всем сегментам – внешнеторговым и внутренним.
Экспортные отгрузки в текущем году сократилась на фоне слабого спроса в период строгого карантина, а также из-за теплой погоды в предыдущем ОЗП. Перевозки в направлении морских портов РФ составили 152 млн. тонн (+6%), в том числе дальневосточного региона – 85,1 млн. тонн (+6%). В адрес северо-западных терминалов было отправлено 50,7 млн. тонн (+1%). Доставка угля в порты Азово-Черноморского бассейна заметно выросла – до 16,1 млн. тонн (+20%) – за счет расширения перевалки на балкерном терминале в Тамани. По данным Металл Эксперт, в направлении Таманского ТНГ было отгружено 9,2 млн. тонн (рост в 5,6 раза). Перевозки российского угля в адрес зарубежных портов, в первую очередь Латвии и Финляндии, существенно сократились – в 4,8 раза, до 3,2 млн. тонн.
Внутри страны спад показателей определили тепловые электростанции, нагрузка на которые была уменьшена из-за теплой зимы и большей нагрузки на гидрогенерацию. Практически весь импортный грузопоток следует из Казахстана; крупнейшими покупателями являются уральские и сибирские ТЭС.
Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн
Вид поставки | 11 мес. 20 | 11 мес. 19 | изм. 20/19 |
экспорт | 181,9 | 194,5 | -6% |
внутренний рынок | 140,7 | 148,9 | -6% |
в т. ч. ТЭС | 59,7 | 65,9 | -9% |
в т. ч. меткомбинаты | 35,2 | 34,5 | 2% |
в т. ч. цементные заводы | 0,8 | 0,9 | -18% |
в т. ч. прочие | 45,0 | 47,5 | -5% |
импорт | 21,4 | 22,4 | -4% |
транзит | 5,3 | 5,9 | -10% |
всего | 349,3 | 371,8 | -6% |