31 июля 2019 , www.metalexpert.com

Несмотря на падение цен в Европе, общие отгрузки угля из балтийских портов в целом стабильны

В связи с резким падением цен на энергетический уголь в Европе российские экспортеры снизили поставки на этом направлении. Однако рыночная ситуация пока существенно не отразилась на грузообороте балтийских терминалов. По данным Металл Эксперт, в июне перевалка угля в северо-западных портах составила более 7 млн. тонн, что на 3% выше итогов предыдущего месяца. Сохранить общие показатели удалось за счет результатов Мурманского и Вентспилсского портов, которые увеличили отгрузки до 1,5 млн. тонн (+22%) и 0,63 млн. тонн (+34%) соответственно. По словам рыночных игроков, рост перевалки на обоих портовых комплексах обусловлен стремлением отдельных экспортеров вывезти имеющиеся на складах запасы угля.

В июне заметно сократила перевалку стивидорная компания «Порт Высоцкий» – до 0,32 млн. тонн (-47% от майских итогов). По данным Металл Эксперт, эти изменения обусловлены падением во II квартале транзитного грузопотока из Казахстана, где игроки не могут выставить конкурентные цены на фоне слабой рыночной конъюнктуры. Как нам стало известно, один из основных поставщиков угля в порт – «Шубарколь Премиум» – в апреле-июне испытывал трудности с вывозом товарной продукции; в первую очередь на динамике поставок сказалось снижение цен в Европе. Отметим, что в экспортной стоимости казахстанского угля выросла транспортная составляющая – с 5 июля компания «КТЖ-Грузовые перевозки» повысила тарифы за пользование грузовыми вагонами.

На фоне слабой торговли на европейском рынке также снизилась перевалка в Калининградском МТП: в июне было переработано около 25 тыс. тонн (-24%). В текущем году основным импортером выступила Польша – по итогам I полугодия на долю этого направления пришлось около 34%. Также велись отгрузки во Францию, Германию, Бельгию.

По нашим оценкам, в I полугодии общая перевалка угля в северо-западных портах России и Балтии достигла почти 40 млн. тонн, что на 8% больше показателей аналогичного периода прошлого года. Основной грузопоток – более 40% – следует через терминалы порта Усть-Луга.