Спрос на коксующийся уголь в Японии в следующем году будет снижаться, что обусловлено стагнацией на рынке стали. Замедление темпов развития как глобальной, так и внутренней экономики страны негативно сказывается на уровне потребления проката. Мнения и прогнозы участников рынка относительно объемов сталеплавильного производства в 2020 году разделились. По оптимистичным сценариям, которые поддерживает меньшее число игроков, выпуск стали в стране сохранится на отметке 100 млн. тонн. Однако большинство экспертов полагает, что показатели сократятся на 4-5%, до 95-96 млн. тонн.
Структура импорта коксующегося угля в Японии в текущем году изменилась. Из-за перебоев с отгрузками из Австралии некоторые металлурги постарались расширить географию закупок. Кроме того, в связи с падением рыночных цен на уголь у потребителей появилось больше возможностей для диверсификации внешних поставок. По данным Металл Эксперт, за 9 месяцев Япония импортировала 51,1 млн. тонн сырья для коксования, что в целом соответствует прошлогодним результатам.
Присутствие австралийских компаний на рынке Японии заметно ослабло, и свободную нишу заняли экспортеры из России, США и Мозамбика.
Российские поставщики коксующегося угля активно укрепляют свои позиции на внешних направлениях сбыта. По нашим прогнозам, в текущем году экспорт вырастет на 10% в годовом сравнении, до 28 млн. тонн. Повышению продаж способствует развитие производственных комплексов, как добывающих, так и обогатительных, а также транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Российское сырье пользуется популярностью среди металлургов Японии из-за низкого содержания серы. Однако из-за невысокого показателя CSR заводы, как правило, используют этот уголь в смеси с более качественными брендами, в том числе из Австралии. По данным Металл Эксперт, в январе-сентябре японские меткомбинаты закупили в России почти 3,3 млн. тонн сырья для коксования, что на 35% выше итогов аналогичного периода 2018 года.
Увеличение добычи и экспорта коксующегося угля в России реализуется в комплексе с проектами развития железнодорожной и портовой инфраструктуры. Основные мероприятия ориентированы на рост отгрузок в азиатском направлении. По прогнозам РЖД, в 2020 году пропускная способность железнодорожных маршрутов из Сибири на Дальний Восток вырастет до 125 млн. тонн грузов в год (+34% к показателям 2017 года).
Одновременно в Приморском и Хабаровском крае реализуется несколько крупных проектов строительства и расширения мощностей специализированных угольных терминалов. CК «Восточный порт» в III квартале ввела в эксплуатацию третью очередь углепогрузочного комплекса мощностью 20 млн. тонн в год. В результате пропускная способность терминала выросла до 44,5-45 млн. тонн угля в год. В следующем году планируется запуск первой очереди портового комплекса «ВаниноТрансУголь», а также расширение перевалки в порту «Вера».
По оценкам Металл Эксперт, мощности российских портов Дальнего Востока по перевалке угля в 2020 году увеличатся до 147-148 млн. тонн в год, в 2025 году – превысят 200 млн. тонн. Мы полагаем, что в текущем году местные терминалы отгрузят около 100 млн. тонн угля (91 млн. тонн в 2018 году).
Россия. Проекты по расширению перевалки угля в дальневосточных портах
Порт |
Проект |
Управляющая компания | Проектная мощность, млн. тонн | Запуск |
Восточный |
Третья очередь специализированного УППК СК «Восточный порт» |
УПК | 20 | 2019 |
Владивосток |
Порт Вера |
ВостокУголь | 20 | 2019-2020 |
Ванино |
Первая очередь терминала «ВаниноТрансУголь» |
Колмар | 12 | 2020 |
Ванино |
Вторая очередь терминала «ВаниноТрансУголь» |
Колмар | 12 | 2023 |
Ванино |
Третья очередь специализированного терминала «Дальтрансуголь» |
СУЭК | 16 | 2024-2025 |
Источник: Металл Эксперт
Несмотря на растущий в Азии спрос на американский уголь, производители из США не выдерживают конкуренцию среди других рыночных игроков. Главным образом это связано с высокой себестоимостью добычи, которая в условиях низких цен является критичным фактором для большинства компаний. Ожидается, что по итогам года экспорт коксующегося угля из США сократится до 48,4 млн. тонн (55,8 млн. тонн в 2018 году), в 2020 году – до 41,9 млн. тонн. Мы полагаем, что основной грузопоток будет следовать в страны АТР; конъюнктура рынка стального проката подталкивает металлургов Европы к снижению производства. По данным Металл Эксперт, за 9 месяцев потребители в Японии получили 6,7 млн. тонн сырья для коксования из США (+15%).
Перспективный экспортер на рынке коксующегося угля – Мозамбик – в текущем году пересмотрел производственные планы в сторону снижения. Сырье для коксования в стране выпускают два предприятия: Moatize (входит в структуру Vale, проектная мощность – 22 млн. тонн в год) и Chirodzi (Jindal Steel&Power, мощность – 3 млн. тонн в год). В связи с возникшими трудностями по переработке рядового угля Vale сократила план по добыче с 14 млн. тонн до 10 млн. тонн. В I полугодии 2020 года компания намерена провести модернизацию обогатительной фабрики и увеличить ее мощность. Отметим, что экспорт коксующегося угля из Мозамбика будет расти по мере развития разреза Moatize.
В январе-сентябре Япония импортировала 0,7 млн. тонн сырья для коксования из Мозамбика, что в 2 раза превысило прошлогодние показатели.
Мы полагаем, что в следующем году японские металлурги снизят потребление коксующегося угля. Структура закупок продолжит меняться: доля австралийской продукции в общем объеме импорта будет уменьшаться, тогда как поставщики из России усилят свое присутствие на японском рынке.