19 июля 2019 , www.metalexpert.com

Новые игроки на рынке энергетического угля в России не могут наладить поставки через порты Дальнего Востока

В условиях возросшей конкуренции на рынке угля в АТР появившиеся новые продавцы российской продукции сталкиваются с жесткими условиями и ограничениями при выборе порта отгрузки, в том числе с высокими тарифами на перевалку и хранение, приоритетностью объемов собственника терминала и другими гарантийными обязательствами.

Практически все дальневосточные порты являются транспортными подразделениями металлургических и угольных холдингов, и в зависимости от конъюнктуры рынка приоритет отдается собственной продукции. В частности терминалы «Дальтрансуголь» и «Малый порт» входят в бизнес-структуру СУЭК, СК «Восточный порт» – в Carbo One, «Торговый порт Посьет» – в Группу «Мечел», Находкинский МТП – в Группу ЕВРАЗ. Небольшие угольные компании зачастую реализуют свою продукцию через этих трейдеров.

Стоимость перевалки в российских портах Дальнего Востока варьируется в зависимости от объемов, сроков перевалки и других контрактных условий. По данным Металл Эксперт, средняя ставка составляет 15-17 $/т.

Перевалка российского угля в портах Дальнего Востока, млн. тонн

Терминал Перевалка за 5 мес. 19, млн. тонн % изм. 19/18 Оценка доли основных поставщиков в структуре поставок, %
Порт Восточный 15,0 5%
Восточный порт 10,9 7% КРУ (24%), СУЭК (15%), разрез «Майрыхский» (12%), КТК (12%), Группа Сибантрацит (11%)
Малый порт 1,1 -4% СУЭК (99%)
Восточно-Уральский Терминал 2,0 8% СДС-Уголь (53%), КТК (35%)
прочие 0,9 -4%
Порт Ванино 11,0 8%
Дальтрансуголь 9,0 3% СУЭК (83%)
Ванинский МТП 2,1 36% Группа Мечел (49%), СДС-Уголь (32%)
Порт Находка 7,1 13%
Находкинский МТП 4,2 27% Группа ЕВРАЗ (86%)
прочие 2,9 -3%
ТП Посьет 2,3 2% Группа Мечел (100%)
порты Сахалина 2,6 30% ВГК (60%)
Порт Вера 0,4 Группа Сибантрацит (100%)
прочие 1,2 -2%
Всего 39,7 9%

Источник: Металл Эксперт

Часть российского угля отгружается через сухопутные погранпереходы с Китаем. Основной экспортный грузопоток следует через участки Забайкальск – Манчжурия, Камышовая – Хуньчунь и Гродеково – Суйфэньхэ, и обеспечивают его все те же крупные поставщики – СУЭК, Группа «Сибантрацит», Приаргунское ПГХО, «СДС-Уголь». По данным Металл Эксперт, в январе-июне общий объем отгрузок угля составил 4,7 млн. тонн (+14% в годовом сравнении), из них через участок Забайкальск – Маньчжурия отправлено 1,9 млн. тонн (+19%), Гродеково – Суйфэньхэ – 2 млн. тонн (рост в 2,3 раза), Камышовая – Хуньчунь – 0,8 млн. тонн (снижение в 2 раза).

В настоящее время небольшие трейдеры также рассматривают возможность отгрузок российского угля по железной дороге в порт Раджин (КНДР), который находится в торгово-экономической зоне «Расон». Однако основные поставщики скептически относятся к этому маршруту из-за ряда экономических рисков.

Напомним, что перевалка российского угля в порту Раджин прекратилась в начале 2018 года из-за введения международных санкций против Северной Кореи. По итогам 2017 года в направлении ТЭЗ «Расон» было отправлено 1,9 млн. тонн.

Ранее порт Раджин пользовался популярностью у российских экспортеров. Транспортировка угля велась по ж/д линии Хасан-Раджин пропускной способностью 12 пар поездов в сутки. Дополнительным преимуществом этого участка является совмещенная колея (1520 мм). Пропускная способность порта Раджин составляет около 5 млн. тонн грузов в год.

Привлекательность азиатского рынка для российских экспортеров угля растет, особенно учитывая текущее сокращение продаж в Европе и на Ближнем Востоке. Основными направлениями сбыта остаются Япония, Южная Корея и Китай. Но при этом поставщики заинтересованы в развитии новых рынков сбыта и видят потенциал в таких странах как Филиппины, Таиланд и Вьетнам, где предполагается рост потребления угля в энергосекторе.

По оценкам Металл Эксперт, в текущем году в общей структуре экспорта российского угля доля поставок в АТР выросла с 42% до 45%; за 5 месяцев объемы превысили 37 млн. тонн (+17% в годовом сравнении).

Мы полагаем, что конкуренция среди экспортеров угля на дальневосточном направлении будет усиливаться, а крупные поставщики постараются удержать свои позиции. Новым игрокам в текущем году будет крайне сложно законтрактовать перевалочные площадки в портах Приморского и Хабаровского края.