Интерес китайских металлургов к закупкам коксующегося угля в Австралии в декабре сведен к минимуму, несмотря на приближающееся обновление импортных квот на 2021 год. По словам игроков, отсутствие спроса вызвано уверенностью большинства потребителей в том, что запрет на ввоз австралийской продукции сохранится как минимум до января-февраля. Предполагается, что ситуация прояснится после возвращения китайских игроков на рынок в конце февраля, когда в стране завершатся национальные праздники. Такое развитие событий практически связывает руки австралийским экспортерам и не дает возможности пересматривать цены в сторону повышения. С другой стороны, текущий сценарий заметно улучшил настроения остальных экспортеров, особенно в США и России. Несмотря на достаточно низкие котировки австралийских премиум-брендов, уровень предложения других поставщиков растет практически ежедневно. После заключения очередной сделки на Китай трейдеры стараются поднять цены до подписания следующего соглашения.
Расширение структуры закупок коксующегося угля в Китае подогревается перебоями в поставках из Монголии в связи с новой вспышкой COVID-19. На сегодняшний день выросли сроки простоя автомобильного транспорта на границе из-за тщательной проверки состояния здоровья водителей.
В настоящее время в Китае наиболее активно торгуются американские низколетучие бренды. По данным Металл Эксперт, всего за месяц контрактные цены на эту продукцию взлетели в среднем на 36 $/т, до 170-175 $/т CFR Китай. Игроки не исключают дальнейшей повышательной коррекции на фоне высокого интереса к партиям на январь-февраль. Как нам стало известно, в начале декабря была заключена годовая сделка между меткомбинатом в Китае и компанией Arch Coal на поставку 300 тыс. тонн высоколетучей продукции класса А.
***
С начала года экспортные котировки премиального угля в Австралии откатились почти на 50 $/т, до 100-104 $/т FOB Квинсленд. В то же время цены на американские низколетучие бренды после длительного падения вернулись к январскому уровню – 125-130 $/т FOB восточное побережье США.
***
Закрыть необходимые объемы некоторых брендов могут экспортеры из России, однако в стране наблюдаются сложности с вывозом угля в восточном направлении. Большинство компаний старается закрыть долгосрочные обязательства перед клиентами, что существенно снижает возможности поставщиков предложить объемы на споте. Кроме того, отмечается высокая загруженность железнодорожных веток и портовых мощностей. Отдельным игрокам все же удается торговать с Китаем на споте. В частности в начале декабря проданы две партии высоколетучего угля по 120-125 $/т CFR Китай.
Текущая конъюнктура рынка сильно сузила возможности сбыта австралийского угля по спотовым сделкам. С октября среднелетучее сырье торгуется преимущественно в Индию; точечные контракты на низколетучие бренды заключаются с металлургами Европы. Однако экспортерам не удается повысить котировки. В условиях ограниченного спроса на продукцию из Австралии потребители диктуют свои условия, а поставщики принимают их. С октября цены на премиум-бренды откатились в среднем на 34 $/т, до 100-104 $/т FOB Квинсленд.
По прогнозам Металл Эксперт, в ближайшие 2-3 месяца существенных изменений в структуре торговли в АТР не произойдет. Для китайских импортеров оптимальным вариантом закупок останутся США, также не исключается подписание контрактов с другими производителями, в частности из России и Канады. Продажи австралийского угля будут и дальше снижаться. По словам игроков, многие металлурги Индии уже забронировали необходимые объемы до февраля, и вскоре это направление «закроется», по меньшей мере, до середины I квартала.