13 октября 2020 , www.metalexpert.com

Российские экспортеры сомневаются в реалистичности планов по увеличению импорта угля в Индии

Недавно Индия заявила о намерении существенно увеличить импорт российского коксующегося угля, PCI и антрацита в среднесрочной перспективе. Предполагается, что ежегодные объемы закупок этой продукции в России достигнут 40 млн. тонн, тогда как на сегодняшний день они составляют около 5 млн. тонн. В настоящее время переговоры между обеими сторонами ведутся на уровне правительственных каналов. Такие амбициозные намерения определяются планами по увеличению производства стали в Индии. К 2030 году в стране планируется расширить сталелитейные мощности до 300 млн. тонн в год; по итогам 2019 года выпущено 111 млн. тонн стали.

***

В январе-июле Индия приобрела 4,85 млн. тонн российского угля, что составляет около 4% в общей структуре внешних закупок. На долю коксующихся брендов пришлось 0,85 млн. тонн или 3% от общего импорта в товарном сегменте, антрацита – 0,8 млн. тонн (почти 80%). По оценкам Металл Эксперт, уголь PCI составляет 35-40% в российском грузопотоке в Индию.

***

Некоторые российские поставщики скептически относятся к последним заявлениям индийской стороны. В числе основных контраргументов – не столь высокие, как заявлено, темпы прироста выплавки стали, поскольку металлурги в Индии могут столкнуться с отсутствием спроса на такой объем проката, в первую очередь в странах Азии. Кроме того, заявляемые ранее объемы выплавки стали были заметно выше фактических, что также вызывает дополнительные сомнения у поставщиков сырья.

Для некоторых российских продавцов коксующегося угля рынок Индии остается пока малопривлекательным, что во многом определяется требованиями покупателей к качеству продукции. По данным Металл Эксперт, многих металлургов в настоящее время интересует уголь с показателем CSR 50, зольностью – до 8%. В то же время не все компании имеют возможность предложить концентрат с необходимыми параметрами. Кроме того, некоторые российские экспортеры отдают предпочтение работе по долгосрочным соглашениям с зарубежными партнерами, а Индия пока выступает в большей мере как спотовый покупатель. В условиях длинных контрактов игрокам, безусловно, легче выстроить свою годовую программу и спланировать производственный план, а также оценить загрузку инфраструктурных объектов (железный дорог, морских портов). Помимо этого, такой вариант позволяет частично обезопасить себя от ценовых колебаний на рынке.

Другие российские производители рассматривают Индию как один из перспективных рынков сбыта и намерены увеличивать продажи на этом направлении. По данным Металл Эксперт, УК «Эльгауголь» в сентябре планировала отправить первые партии концентрата коксующегося угля для местных металлургов. Группа «Сибантрацит» также намерена увеличить поставки в Индию – в текущем году до 2 млн. тонн (более 1,5 млн. тонн – в 2019 году).

Одним из стратегических объектов в планах расширения поставок российского угля в Индию рассматривается Таманский терминал навалочных грузов в Краснодарском крае. Структура поставщиков через комплекс за последний год заметно расширилась, и если изначально основные объемы обеспечивала Группа «Сибантрацит», то сейчас отгрузки также ведут «СДС-Уголь», «Инвест-Углесбыт», Распадская УК, СУЭК, КТК, и другие экспортеры, в том числе из Казахстана. Привлекательность работы с новым комплексом игроки объясняют сложностями по доставке угля в дальневосточные порты России, а также возможностями ТТНГ, в том числе работой с крупнотоннажными судами класса Panamax и Capesize. Сроки следования балкеров на маршруте Тамань – западное побережье Индии составляют около 20 суток.