Несмотря на желание и попытки увеличить добычу и экспорт угля для коксования в России, география рынков сбыта постепенно сужается, а число потребителей сокращается. Одной из задач для экспортеров становится формирование новых бизнес-связей и портфелей заказов. Ежегодно грузопотоки все больше смещаются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, так как рынок стального проката в Европе в настоящее время пребывает в упадке. Кроме того, основной покупатель российского коксующегося угля – Украина – активно расширяет структуру импорта, что постепенно вытесняет с рынка поставщиков из РФ.
Во второй половине 2019 года поставщики коксующегося угля в России испытывали сложности с реализацией. Из-за новых условий согласования квот при отгрузках в Украину были приостановлены отправки на большинство меткомбинатов. Экспортеры постарались переориентировать объемы на другие рынки, но столкнулись с рядом экономических и логистических трудностей как на западном, так и на восточном направлении. Вместе с тем общие объемы экспорта по итогам года увеличились – преимущественно за счет потребителей в Азии.
По предварительным данным, в 2019 году отгрузки российского сырья для коксования на внешние рынки выросли на 10%, до 28 млн. тонн. Увеличению продаж способствовали стабильно высокий спрос в АТР, развитие добывающих и обогатительных комплексов в Кузбассе и на Дальнем Востоке, а также транспортной инфраструктуры в дальневосточном кластере. По прогнозам Металл Эксперт, в 2020 году добыча рядового коксующегося угля в России достигнет 99 млн. тонн (+7%). Рост производства станет следствием активизации экспортных продаж. Поддержку поставщикам окажут в первую очередь азиатские металлурги, которые готовы к расширению географии закупок с целью минимизации рисков. Существенных предпосылок к росту внутреннего потребления на сегодняшний день нет. По нашим оценкам, в случае расширения внешних продаж выпуск кокса в России в 2020 году увеличится до 26,8 млн. тонн против 26,2 млн. тонн годом ранее.
Основной грузопоток российской продукции на азиатском направлении следует в Японию, Южную Корею и Китай. На индийском рынке уголь из РФ пока представлен в меньшей степени, однако интерес металлургов к этому сырью растет. В последние годы потребители в Индии стараются расширить географию закупок и сократить долю сырья для коксования из Австралии. Российский уголь является наиболее привлекательной альтернативой за счет конкурентных цен предложения и короткого фрахтового плеча. По данным Металл Эксперт, в 2019 году все больше комбинатов провели пробные испытания сырья, а некоторые предприятия уже несколько лет закупают продукцию из РФ на регулярной основе. Наибольшим спросом пользуется низколетучий уголь компании «Мечел» и высоколетучее сырье с шахт ЕВРАЗа. По словам игроков, индийские меткомбинаты также получили несколько партий коксующихся брендов с низким содержанием летучих с ГОКа «Денисовский» (входит в структуру «Колмара»). Свою продукцию также отправляют «Стройсервис», «Кузбассразрезуголь», УК «Сибирская».
Потенциал к увеличению закупок российского угля также имеет Япония. Несмотря на прогнозируемое ослабление спроса, потребители не перестают снижать зависимость от австралийского сырья. Российские бренды пользуются популярностью среди металлургов Японии из-за низкого содержания серы. Однако из-за невысокого показателя CSR заводы, как правило, используют их в смесях с более качественным углем, в том числе из Австралии.
Мы полагаем, что в 2020 году отгрузки на украинский рынок сократятся более существенно. Освободившиеся объемы будут перенаправлены в Азию, где спрос на российскую продукцию увеличивается за счет желания металлургов диверсифицировать закупки сырья. Это позволит многим игрокам укрепить свои позиции на азиатском рынке и инвестировать в дальнейшее развитие производства, а также расширение качества и ассортимента продукции.