Интенсивные темпы роста перевалки угля в порту Тамань определило несколько факторов. Высокая загруженность железнодорожных грузовых линий Транссиба и БАМа с учетом изменений условий предоставления квот на экспортные перевозки угля из Кузбасса в восточном направлении заставила игроков искать альтернативные варианты поставок в Азию. Отдельные трейдеры перенаправили на Таманский ТНГ часть грузопотока, который ранее следовал через балтийские порты, в частности Ригу и Вентспилс. Кроме того, на комплексе также переваливается уголь из Казахстана – по данным Металл Эксперт, около 15-20% в общем объеме. Казахстанские поставщики не оставляют попыток расширить внешние продажи, несмотря на длинное транспортное плечо.
Учитывая большие глубины у причалов ТТНГ, которые позволяют грузить балкеры класса Capesize, экспортеры используют комплекс не только для отправок на короткие маршруты (в Турцию, Египет, страны Южной Европы). Часть угольного грузопотока следует в страны дальнего зарубежья, в том числе в Индию, Китай, Южную Корею. Несмотря на длинное фрахтовое плечо, уровень рыночных котировок в последние месяцы позволяет экспортерам выставлять конкурентные предложения в Азии с отправкой партий из портов Черного моря.
Одним из сдерживающих факторов трейдеры выделяют высокие тарифы на перевалку угля в порту Тамань, которые достигают 18 $/т. По данным Металл Эксперт, отдельным грузовладельцам, которые работают с комплексом на долгосрочном базисе, предоставляются дисконты на перегрузочные работы. По сообщениям трейдеров, предложения среднекалорийного угля на условиях FOB Тамань на середину марта составляли 73-75 $/т в зависимости от качественных характеристик. Ставки фрахта на партии Panamax из Тамани в порты восточного побережья Индии к концу марта составляли около 30 $/т, западного побережья – 25-26 $/т. Отметим, что во второй половине марта потребители в Китае и Индии вели эпизодические закупки продукции из-за высоких цен предложения. На условиях CIF Индия уголь на базе 5500-5700 ккал/кг торговался в целом по 92-97 $/т.
По данным Металл Эксперт, на сегодняшний день более 90% всего угля, следующего через Таманский ТНГ, представлено энергетическими брендами. В их число входит и продукция PCI (марок Т, ТС, СС), которая реализуется на рынке в основном по долгосрочным контрактам.