По словам участников рынка, в ноябре интерес китайских потребителей к закупкам новых партий российского энергетического угля с поставками по железной дороге практически отсутствовал. Одной из причин ослабления торговли стала существенная разница в ценах спроса и предложения. По данным Металл Эксперт, в ноябре китайские импортеры запрашивали партии высоколетучего угля на базе 5500 ккал/кг по 43-50 $/т DAP Забайкальск-Манчжурия. Однако по таким ценам экспортеры готовы реализовать в основном продукцию на базе 5000 ккал/кг, тогда как котировки топлива на базе 5500 ккал/кг озвучиваются на уровне 68-71 $/т DAP. В то же время индикативные цены на высоколетучую продукцию из России на базе 5500 ккал/кг при поставках через погранпереходы Гродеково-Суйфэньхэ или Камышовая-Хуньчунь в ноябре опустились до 57-62 $/т DAP (57-63 $/т DAP месяцем ранее).
По словам участников рынка, в целом железнодорожные перевозки российского угля в Китай стабильны, однако существуют трудности при согласовании объемов перевозок с РЖД. В настоящее время большая часть топлива следует в рамках подписанных ранее контрактов.
Основной экспортный грузопоток российского угля в Китай по железной дороге следует через погранпереходы Забайкальск-Манчжурия, Камышовая-Хуньчунь и Гродеково-Суйфэньхэ. По данным Металл Эксперт, в январе-октябре отгружено всего 8,9 млн. тонн (+22% в годовом сравнении), в том числе через участок Забайкальск-Маньчжурия – 4,1 млн. тонн (+31%), Гродеково-Суйфэньхэ – 3,2 млн. тонн (рост в 2 раза), Камышовая-Хуньчунь – 1,5 млн. тонн (-40%).
Крупными поставщиками угля в Китай через сухопутные погранпереходы выступают СУЭК, ППГХО, «СДС-Уголь», «Колмар», «Кузбассразрезуголь», «Ресурс», «Востсибуголь», а также Группа «Сибантрацит».