С ноября 2019 года торговля энергетическим углем между Пакистаном и Россией улучшилась. Трейдеры выходили с запросами и активно бронировали объемы высококалорийной продукции для местных цементных компаний. По данным Металл Эксперт, уже в январе в Пакистан было отгружено 843 тыс. тонн из России, что в 7 раз превышает показатель за весь прошлый год. Тем не менее, мы полагаем, что активизация торговли с Россией носит временный характер, так как это топливо теряет свое ценовое преимущество, и в последнюю неделю уже наблюдается смещение интереса в сторону индонезийской продукции.
По данным Металл Эксперт, в 2019 году импорт угля в Пакистан составил почти 14 млн. тонн (-3% от результатов 2018 года). Около 85% от общих поставок пришлось на высококалорийные бренды из Южной Африки, а российской продукции было получено всего две судовые партии общим объемом 115 тыс. тонн. Отметим, что Пакистан постепенно поднимается в списке импортеров в Азии, прежде всего, за счет развития энергосектора и расширения строительной отрасли в стране. По предварительным оценкам, в текущем году отгрузки импортного топлива в Пакистан составят 14-15 млн. тонн.
В начале текущего года торговые компании в Пакистане получали большое количество запросов на высококалорийный уголь из России с поставками в I квартале со стороны как энергокомпаний, так и производителей цемента. В то же время существенное увеличение числа сделок на российскую продукцию было вызвано повышением котировок южноафриканского аналога. В январе импортеры контрактовали российское топливо по 80-86 $/т CFR Карачи, тогда как уголь из ЮАР был доступен выше 100 $/т CFR.
Пакистан. Цены контрактов на высококалорийный уголь, $/т CFR Карачи
Происхождение | Калорийность, ккал/кг | Сера, % | Зольность, % | Влажность,% | Летучие, % | дек. 19 | янв. 20 |
Россия | 6000 NAR | до 0,75 | до 15 | до 14 | 26-35 | 84 | 80-86 |
ЮАР | 6000 NAR | до 1 | до 15 | до 12 | 22 | 83-96 | 100 |
Индонезия | 6000 NAR | от 2 | до 12 | до 12 | 35-45 | 75-78 | 80-82 |
Источник: Металл Эксперт
Тем не менее, уже с начала февраля поставщики из России столкнулись с конкуренцией со стороны индонезийских экспортеров. Несмотря на высокие показатели серы в продукции из Индонезии, отдельные цементники в Пакистане уже приняли решение переориентироваться на такой уголь в ближайшие месяцы. В то время как трейдеры в Пакистане получали предложения российского угля по 84-86 $/т CFR Карачи (80-84 $/т CFR в январе), индонезийское топливо опустилось в цене до 76 $/т CFR Карачи (80-82 $/т CFR). Отдельные поставщики все же готовы реализовать объемы из портов Балтии по 76-77 $/т CFR Пакистан, однако покупатели отмечают, что поставки российской продукции ведутся с перебоями, что играет на руку индонезийским экспортерам. Последние запросы на топливо из России на базе 6000 ккал/кг NAR поступали по 75 $/т CFR Карачи.
В настоящее время торговля российским углем все еще поддерживается спросом со стороны трейдеров. По данным Металл Эксперт, некоторые торговые компании ведут поиски высококалорийного топлива на февраль-март. Импортеры намерены забронировать объемы для дальнейшей перепродажи конечным потребителям. В частности крупнейший трейдер в стране – Awan Trading – в феврале получит 110 тыс. тонн топлива из России, а также планирует приобрести еще около 100 тыс. тонн с поставками в текущем месяце.
Мы полагаем, что всплеск интереса к российской продукции в Пакистане все же является временным, в основном из-за неудобного фрахтового плеча и нестабильности поставок. В связи с низкими ценами на цемент производители постоянно вынуждены искать более выгодные предложения на уголь, что подтолкнуло их к сотрудничеству с российскими экспортерами. По нашим оценкам, учитывая высокие котировки на условиях FOB Ричардс Бей, активная торговля российским и индонезийским углем в Пакистане будет вестись до конца I квартала. Однако в ближайший год основным поставщиком угля в страну останется Южная Африка.