По данным Металл Эксперт, за 5 месяцев железнодорожные перевозки угля в России выросли на 9% в годовом сравнении, до 155,7 млн. тонн. Наибольший рост показателей наблюдался в экспортных отгрузках – до 89,6 млн. тонн (+14%). Поставки увеличились как в направлении морских портов, так и в адрес сухопутных погранпереходов. Мы полагаем, что изменения в том числе обусловлены высокими котировками угля на мировом рынке. Также на руку поставщикам играет повышенный спрос на российскую продукцию как в Азии, так и в Европе.
В направлении морских портов РФ в январе-мае по железной дороге было отправлено почти 75,5 млн. тонн угля (+12%), в том числе в дальневосточном регионе – 40,4 млн. тонн (+6%), на северо-западе – 23,6 млн. тонн (+2%), в Азово-Черноморском бассейне – 11,5 млн. тонн (рост в 1,8 раза). На юге страны основной рост обеспечил Таманский ТНГ, в адрес которого было отгружено почти 7,4 млн. тонн, что в 2,4 раза превышает прошлогодние итоги. Экспортные перевозки через сухопутные границы выросли на 28%, до 14,2 млн. тонн.
Основными потребителями на российском рынке являются ТЭС, металлургические компании и предприятия ЖКХ.
Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн
Вид поставки | 5 мес. 21 | 5 мес. 20 | изм. 21/20 |
экспорт | 89,6 | 78,7 | 14% |
внутренний рынок | 53,4 | 51,7 | 3% |
в т. ч. ТЭС | 28,7 | 27,5 | 5% |
в т. ч. меткомбинаты | 15,9 | 15,8 | 1% |
в т. ч. цементные заводы | 0,2 | 0,3 | -39% |
в т. ч. прочие | 8,5 | 8,2 | 4% |
импорт | 9,2 | 10,1 | -9% |
транзит | 3,6 | 2,2 | 64% |
Всего | 155,7 | 142,7 | 9% |