Апрель характеризовался заметным падением спроса на российский антрацит по всем внешним направлениям. Несмотря на ожидания игроков по восстановлению торговли в Азии, местные импортеры были довольно пассивны. Такая ситуация сложилась в результате низкой загрузки метзаводов из-за ограниченных продаж стального проката и затоваренности складов у производителей. По словам поставщиков, большая часть объемов следует по подписанным ранее контрактам. Спотовые цены на российскую марку АСШ к концу апреля опустились до 80-86 $/т CFR Китай, тогда как в марте достигали 107-108 $/т CFR. При формировании котировок поставщики антрацита во многом ориентируются на динамику индексов австралийского PCI – низколетучая продукция предлагалась по 78-80 $/т CFR Китай против 105-106 $/т CFR в конце марта.
Европейские покупатели практически свели на нет закупки антрацита в России. В результате крупные экспортеры были вынуждены перенаправлять объемы из портов Балтии в страны Азии. Помимо этого, компании сократили завоз новых партий на северо-западные терминалы РФ, а также Латвии и Финляндии. По данным Металл Эксперт, за 25 суток апреля в балтийские и северные порты завезено 140 тыс. тонн антрацита (всего 430 тыс. тонн в марте). Котировки на условиях FOB Балтия не изменились, поскольку были зафиксированы в подписанных ранее контрактах. Уголь марки АКО торговался по 164-169 $/т FOB, отсевы на базе 6200-6300 ккал/кг – по 108-111 $/т FOB. В то же время цены на антрацит из Азово-Черноморского региона просели в среднем на 5 $/т относительно уровня марта. Марка АШ была доступна по 95 $/т CIF Италия, марка АМ – по 140 $/т CIF, марка АО – по 150-155 $/т CIF.
Турецкое направление также не стало исключением – спрос и котировки ослабли. Кроме того, власти страны ввели запрет на ведение производственной деятельности с 23 по 26 апреля, а по его окончании в стране начался Рамадан. В результате многие импортеры покинули рынок и намерены вернуться уже в конце мая, после завершения праздников. По данным Металл Эксперт, большинство импортеров располагает достаточными складскими запасами антрацита. Цены на марку АС в апреле снизились до 100-105 $/т CIF Турция со 105-115 $/т CIF месяцем ранее.
«Российские железные дороги» установили понижающий коэффициент 0,872 к тарифу на экспортные перевозки антрацита в направлении припортовых станций северо-западных и южных терминалов на расстояние более 3000 км. Новые тарифы будут действовать в период 6 апреля – 31 декабря. Эти решения приняты для создания конкурентоспособных условий для российских экспортеров на фоне ухудшения рыночной конъюнктуры.
Мы ожидаем, что в мае торговля российским антрацитом на внешних рынках останется сдержанной. Темпы восстановления металлургического производства в мире будут довольно медленными и в ближайший месяц не приведут к увеличению закупок и восстановлению цен. На некоторых направлениях мы ожидаем дальнейшего отката котировок.