В последние месяцы темпы торговли углем на китайском направлении замедлились, а покупатели и поставщики вынуждены адаптироваться к сложившимся рыночным условиям. Квоты, которыми власти контролируют импортный грузопоток, на текущий год предварительно были установлены на уровне 270 млн. тонн, но уже в I полугодии потребители выбрали около 65% доступных к ввозу объемов. Отдельные игроки не исключают ослабления ограничительных мер в ближайшие месяцы. Их надежды основываются на факте низких объемов добычи в КНР в начале года и возникшей в связи с этим нехватке внутреннего предложения. В свою очередь мы полагаем, что во II полугодии общие объемы ввезенной продукции будут ниже итогов января-июня.
На сегодняшний день многие порты в Китае перестали принимать зарубежный уголь в связи с полным исчерпанием импортных квот. По данным Металл Эксперт, объемы все еще можно оформить в портах Сямынь и Шанхай. При этом местные торговые компании не имеют возможности завезти партии без предварительного предоставления регулятору контракта с конечным потребителем, который еще не использовал доступные лимиты. По словам участников рынка, энергокомпании уже начали подавать запросы на дополнительные разрешения. Ответы со стороны властей ожидаются ближе к сентябрю, когда вопрос с обеспечением углем встанет более остро.
Несмотря на ожидания лояльной реакции регуляторных органов о допквотах, на рынке Китая усиливаются опасения относительно ранней отработки уже имеющихся разрешений на импорт угля. В крайне неблагоприятном положении оказались поставщики из Австралии, поскольку оформление их продукции в портах занимает более длительное время по сравнению с углем другого происхождения. Австралийские компании начали испытывать трудности при переговорах с покупателями в Китае уже в апреле, тогда как экспортеры из других стран беспрепятственно продавали свои объемы. В июне с проблемами на китайском направлении столкнулись трейдеры из Индонезии. В частности некоторые энергокомпании в КНР корректировали планы закупок, чтобы сохранить доступные к ввозу объемы на II полугодие, отказываясь при этом от ранее забронированных лотов. Сложности с реализацией угля в Китай по-прежнему испытывают и экспортеры в США. Отмена импортной пошлины на американскую продукцию не стимулировала укрепление торговых отношений между странами. В июне-июле ситуация дополнительно усугубилась стремительным закрытием лимитов на ввоз зарубежного сырья.
***
Китай контролирует объемы импорта угля посредством установки квот с 2017 года, поддерживая таким образом собственный углепром. В прошлом году совокупные объемы внешних закупок уже в ноябре превысили выданные разрешения и составили 299 млн. тонн вместо ожидаемых 280 млн. тонн. В декабре, после ужесточения контроля за внешнеторговыми операциями, импорт угля упал на 87% в месячном сравнении, до 2,5 млн. тонн. В первой половине 2020 года в Китай завезено 174 млн. тонн зарубежного угля (+13% в годовом сопоставлении).
***
События текущего года подтолкнули поставщиков энергетического угля расширить свое присутствие на рынках Юго-Восточной Азии – во Вьетнаме, Филиппинах, Малайзии. Однако потребности этих стран ниже имеющегося предложения, поэтому некоторые угольные компании урезают планы по добыче, чтобы не усиливать профицит на рынке и избежать более существенного отката котировок. В частности такой стратегией воспользовались поставщики в Индонезии и Австралии. Российские компании оказались в более выгодном положении, поскольку распродали основные объемы по долгосрочным соглашениям. В июле свободными партиями располагали SUEK и Mir Trade – компании в рамках тендеров продавали лоты в Тайвань; спотовые продажи на физическом рынке практически не велись. Как стало известно Металл Эксперт, поставщики в большей степени заинтересованы участвовать в торгах крупных потребителей, чем работать на споте. Тем не менее, покупатели в Китае по-прежнему выставляют на август запросы на среднекалорийный уголь из России.
Ситуация в сегменте коксующегося угля более сложная. Несмотря на все попытки игроков восстановить баланс спроса и предложения, на рынке все еще ощущается существенный профицит. Темпы восстановления загрузки металлургических заводов слабые, что препятствует активной спотовой торговле. Помимо этого, некоторые предприятия переносят сроки доставки забронированных лотов, а отдельные компании перепродают избыточные объемы на свободном рынке. Большинство поставщиков уже не рассчитывают получить поддержку от китайских импортеров до конца года и ищут альтернативные направления сбыта. По мнению игроков, металлурги в КНР смогут укрепить кооперацию с Монголией. Ожидается, что во II полугодии на этом направлении увеличатся перевозки грузовым автотранспортом, поскольку такая продукция не подпадает под ввозные квоты. Трейдеры также сообщают о повышении интереса к российскому углю для коксования. Несмотря на более низкое качество по сравнению с австралийскими брендами, привлекательной эту продукцию для потребителей Китая делают низкая зольность и короткие сроки доставки.
Мнения игроков по поводу развития событий в ближайшие месяцы расходятся. Одни полагают, что властям Китая придется ослабить ограничительные меры и выдать дополнительные разрешения на импорт угля. Другие считают, что трудности с ввозом продукции из Австралии сохранятся, в частности сроки оформления грузов в портах не уменьшатся. И в этих условиях китайские компании будут искать альтернативные источники закупок. По прогнозам Металл Эксперт, в июле-декабре закупки угля на внешнем рынке все же снизятся – на 30-40% относительно итогов I полугодия.