За последние месяцы в России усугубилась ситуация с железнодорожными перевозками угля на основных экспортных направлениях. В первую очередь это обусловлено повышенной нагрузкой на ДВЖД в направлении морских портов, ограниченной пропускной способностью отдельных участков и нехваткой локомотивной тяги. Перевозчики также отмечают, что за последние полтора года существенно выросли сроки оборота вагонов. Актуальной остается проблема обратной загрузки – полувагоны вынуждены возвращаться порожними, прежде всего, с северо-западного направления. В свою очередь железнодорожные операторы пытаются компенсировать потери путем увеличения скорости движения подвижных составов. В результате сложившейся ситуации многие поставщики в июне-августе не могли реализовать свободные объемы угля, поскольку не имели возможности их вывезти с добывающих и обогатительных предприятий.
На фоне резкого падения рыночных котировок угля в Балтийском регионе и затоваренности европейского рынка многие российские поставщики перенаправили часть грузопотока в страны Азии, где сохраняются более привлекательные торговые условиях для экспортеров. Игроки указывают, что в последние месяцы обострилась ситуация с ввозом-вывозом грузовых составов из Кемеровской области, на которую приходится 55-60% в общей добыче угля в стране. На общей ситуации с отправками угольных маршрутов негативно сказываются плановые ремонты железнодорожных путей (традиционно ведутся в апреле-сентябре), летний график движения пассажирских поездов, а также длительные задержки на сухопутных погранпереходах. По данным Металл Эксперт, в июле частично прекратились перевозки российского угля в Китай через пограничный участок Гродеково-Суйфэньхэ. По словам трейдеров, китайские власти отозвали лицензию у единственного государственного железнодорожного оператора, который работал на этом маршруте. Однако, как отмечают некоторые игроки, отгрузки ведут небольшие частные компании, которые были ограничены квотами. По нашим данным, на долю участка Гродеково-Суйфэньхэ в I полугодии пришлось 43% от железнодорожных перевозок в Китай. По данным Металл Эксперт, в августе ситуация все еще не нормализовалась. В настоящее время экспортеры подали заявки на согласование объемов на сентябрь и ожидают, что они будут одобрены в большем объеме, чем в июле-августе.
Одним из популярных железнодорожных маршрутов доставки российского угля в Европу является транзит через Беларусь. Некоторые поставщики сообщают о перегруженности сетей Белорусской ЖД, в то время как другие говорят об относительно свободном движении составов внутри страны, но значительных задержках на погранпереходах с Польшей (5-10 дней).
Многие российские экспортеры угля обеспокоены темпами вывоза своих объемов в ближайшие месяцы. В августе-сентябре ожидается активизация перевозок внутри страны для обеспечения топливом электростанций и коммунальных предприятий перед отопительным сезоном.
По словам игроков, решить проблему с железнодорожными перевозками угля в России возможно путем более активной модернизации сетей и расширения их пропускной способности.