17 ноября 2020 , www.metalexpert.com

Железнодорожные перевозки угля в России увеличиваются на фоне растущего внешнего и внутреннего спроса

Среднемесячные перевозки угля в России по железной дороге продолжают расти, поддерживаемые активизацией спроса на внешних направлениях и сезонным увеличением внутренних отгрузок. По данным Металл Эксперт, в октябре общие объемы транспортировки достигли 35,6 млн. тонн (+8% в месячном сравнении), в том числе на экспорт – 18 млн. тонн (+6%), на внутренний рынок – 15 млн. тонн (+11%).

По итогам 10 месяцев железнодорожные перевозки угля в России упали на 6% в годовом сравнении, до 314,2 млн. тонн. Снижение показателей наблюдалось по всем сегментам – внешнеторговым и внутренним.

Экспортные отгрузки в текущем году сократилась на фоне слабого спроса в период строгого карантина, а также из-за теплой погоды в предыдущем ОЗП. Перевозки в направлении морских портов РФ составили 137,2 млн. тонн (+6%), в том числе дальневосточного региона – 77,6 млн. тонн (+8%). В адрес северо-западных терминалов было отправлено 45,3 млн. тонн (-1%). Доставка угля в порты Азово-Черноморского бассейна заметно выросла – до 14,3 млн. тонн (+20%) – за счет расширения перевалки на новом балкерном терминале в Тамани. По данным Металл Эксперт, в направлении Таманского ТНГ было отгружено 6,3 млн. тонн (рост в 4,4 раза). Перевозки российского угля в адрес зарубежных портов, в первую очередь Латвии и Финляндии, существенно сократились – в 4,9 раза, до 2,8 млн. тонн.

Внутри страны спад показателей определили тепловые электростанции, нагрузка на которые была уменьшена из-за теплой зимы и большей нагрузки на гидрогенерацию. Практически весь импортный грузопоток следует из Казахстана; крупнейшими покупателями являются уральские и сибирские ТЭС.

Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн

Вид поставки 10 мес. 20 10 мес. 19 изм. 20/19
экспорт 164,4 176,1 -7%
внутренний рынок 125,6 133,8 -6%
в т. ч. ТЭС 53,0 59,0 -10%
в т. ч. меткомбинаты 31,6 31,4 1%
в т. ч. цементные заводы 0,7 0,9 -18%
в т. ч. прочие 40,3 42,5 -5%
импорт 19,4 20,3 -4%
транзит 4,8 5,4 -12%
всего 314,2 335,6 -6%