По данным Металл Эксперт, в 2019 году железнодорожные перевозки угля в Украине сократились на 9% в годовом сравнении, до 58,3 млн. тонн. Наибольшее изменение произошло в сегменте российского транзита. По словам участников рынка, некоторые поставщики испытывали трудности при согласовании поставок угля через территорию Украины и перенаправили часть объемов через погранпереходы с Беларусью.
Снижение показателей наблюдалось также во внутренних перевозках, прежде всего, в адрес тепловых электростанций. Одной из основных причин стало ослабление спроса на топливо в IV квартале на фоне более мягких погодных условий, а также увеличение импорта электроэнергии. В то же время металлургические компании заметно увеличили закупки коксующегося угля внутри страны из-за перебоев с поставками сырья из России.
Рост импорта произошел за счет увеличения закупок угля в дальнем зарубежье. По данным Металл Эксперт, как металлурги, так и энергетики старались уменьшить зависимость от российской продукции, особенно учитывая возникшие во II полугодии сложности с согласованием отгрузок. В прошлом году в общей структуре импорта около 30% угля было доставлено из азово-черноморских портов; поставщиками выступали США, Австралия, Канада, Индонезия (сырье для коксования), а также Колумбия (энергетические марки). На долю российского угля пришлось 67%; продукция поступала как напрямую, так и транзитом через Беларусь. Украинские металлурги также получили несколько партий сырья для коксования из Европы.
Экспорт в прошлом году практически не осуществлялся.
Украина. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн
Вид поставки | 2019 | 2018 | % изм. 19/18 |
внутренний рынок | 33,8 | 37,2 | -9% |
в т.ч. ТЭС | 19,7 | 20,6 | -4% |
в т. ч. метзаводы | 3,7 | 2,8 | 31% |
в т. ч. цементные заводы | 0,7 | 0,5 | 42% |
в т. ч. прочие | 9,7 | 13,3 | -27% |
импорт | 21,1 | 20,8 | 2% |
транзит | 3,5 | 6,5 | -47% |
всего | 58,3 | 64,4 | -9% |