14 августа 2020 , www.metalexpert.com

Общие перевозки угля по железной дороге в России сократились, но отгрузки в адрес морских портов продолжают расти

По данным Металл Эксперт, железнодорожные перевозки угля в России в январе-июле упали на 9% в годовом сравнении, до 213,5 млн. тонн. Снижение показателей наблюдалось по всем сегментам отгрузок.

Транспортировка угля на внешние рынки за 7 месяцев сократилась до 111,7 млн. тонн (-9%), что было вызвано слабым спросом у потребителей из-за длительных карантинных мер и теплой зимы. Отгрузки в направлении морских портов РФ составили 93,1 млн. тонн (+2%), в том числе на Дальний Восток – 53,4 млн. тонн (+4%). Положительная динамика на восточных маршрутах связана с увеличением спроса на российский энергетический уголь в Пакистане, Вьетнаме, Тайване и Китае.

Доставка угля в порты Азово-Черноморского бассейна заметно выросла – до 9,4 млн. тонн (+19%) – благодаря расширению производительности Таманского ТНГ. По данным Металл Эксперт, основные объемы с этого комплекса следуют в Турцию, Индию, Пакистан и Египет.

Отгрузки в направлении северо-западных портов России сократились на 5%, до 30,3 млн. тонн. Основной спад наблюдался по Мурманскому МТП. Напомним, что в июне поставки практически не велись из-за обрушения железнодорожного моста на маршруте доставки грузов в порт. Перевозки российского угля в адрес зарубежных портов, в том числе Латвии и Финляндии, сократились в 4,6 раза, до 2,2 млн. тонн.

Внутри страны изменение показателей по перевозкам определили тепловые электростанции, нагрузка на которые была уменьшена из-за теплой погоды и большей выработки на ГЭС. Основной импортный грузопоток следует из Казахстана; ведущими покупателями являются уральские и сибирские ТЭС.

Россия. Структура железнодорожных перевозок угля, млн. тонн

Вид поставки 7 мес. 20 7 мес. 19 % изм. 20/19
экспорт 111,7 122,9 -9%
внутренний рынок 84,9 93,2 -9%
в т. ч. ТЭС 36,2 42,4 -15%
в т. ч. меткомбинаты 21,9 22,0 0%
в т. ч. цементные заводы 0,5 0,6 -14%
в т. ч. прочие 26,3 28,2 -7%
импорт 13,7 14,0 -2%
транзит 3,1 3,9 -19%
всего 213,5 234,0 -9%